Воскресенье, 05.05.2024, 10:20
Приветствую Вас, Гость
 
Главная » Статьи » Жмарёва Наталья Евгеньевна - логопед

"Развитие речи старшего дошкольника"

  Через год-два Ваш ребенок пойдет в школу. У Вас появятся новые заботы, радости, возможно, огорчения, которых будет значительно меньше, если малыш подготовлен к учебной деятельности.

   Школа с 1- го класса предъявляет к учащимся довольно высокие требования, и ребенок, впервые переступивший ее порог, должен отвечать этим требованиям. Без сформированных определенных навыков и умений первокласснику, очень трудно будет войти в ритм работы современной школы и не отстать от товарищей по классу.

     От родителей во многом зависит степень подготовленности ребенка к обучению. Еще задолго до поступления в 1-й класс родители рассказывают ребенку о школе, об учителях, о школьных порядках, о том, чем занимаются дети на уроках; воспитывают у него готовность к обучению, развивают математические представления, учат читать и писать, развивают внимательность, работоспособность, познавательные интересы и активность.

   Развитие речи старшего дошкольника, умение связно, последовательно, логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха – важнейшие моменты в подготовке детей к школе.

     Связная речь ребенка – это результат овладения им всеми сторонами родного языка: фонетикой, лексикой, грамматикой. Требования, предъявляемые начальной школой к уровню развития связной речи первоклассника, очень высоки, так как на уроке он должен уметь пересказать прочитанное, рассказать, как он решил ту или иную задачу.

   Овладеть грамотой и письмом в полной мере ребенок может в том случае, если он умеет слышать и различать звуки. В противном случае при письме он будет пропускать, переставлять буквы. Вот почему так важно на протяжении всех дошкольных лет уделять развитию речи ребенка, в том числе звуковой ее стороне, большое внимание.

      Словарный запас ребенка, а также усвоение грамматического строя языка зависят от условий жизни, воспитания, а также от усилий, которые прилагают взрослые в этом направлении. Если на протяжении предыдущих пяти лет Вы занимались с ребенком, то его речь к моменту поступления в школу достигнет определенного совершенства. К этому времени ребенок приобретает достаточный словарный запас, все реже допускает ошибки в согласовании слов, в употреблении падежных окончаний, предлогов. На вопросы отвечает развернутыми фразами, пользуется сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями. Он может самостоятельно составить рассказ по картинке, пересказать знакомую сказку или рассказ, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме, книге. Ребенок может фантазировать, сочинять сказки.

     Устная речь детей этого возраста почти не отличается от речи взрослых. Но, несмотря на то, что шестилетний ребенок имеет достаточный лексический запас, он еще не всегда может быстро подобрать нужное слово. Иногда дети смешивают слова, близкие по звучанию (экскаватор и эскалатор), и неправильно употребляют их. Еще встречаются в речи и грамматические ошибки, чаще всего ребенок неправильно употребляет и окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже (много стеклов).

     К шести годам также почти полностью формируется произносительная сторона речи. Почти все дети четко и правильно произносят все звуки, исчезает смешение шипящих и свистящих звуков, звуков [р], [рь] и [л], [ль]. В этот период жизни ребенок уже может изменять по мере необходимости громкость и темп речи: говорить громко, тихо, шепотом; быстро, медленно (причем ускорить свою речь ему легче, чем замедлить); умеет использовать интонационные средства выразительности. Однако у некоторых детей еще могут отмечаться те или иные недостатки в произношении звуков. Если у ребенка еще имеются недостатки речи, надо постараться устранить их до поступления в школу, так как от этого во многом будут зависеть его успехи в учебе.

     Четкие представления о предметах и достаточные знания об окружающем делают речь ребенка содержательной. Но содержание должно выстраиваться в логической последовательности – ребенку надо научиться не пропускать главных эпизодов, не переставлять их, заканчивать высказывание.

    Задача родителей на данном возрастном этапе – совершенствовать связную речь ребенка. Работа эта должна идти в нескольких направлениях: расширение словарного запаса (овладение детьми самыми элементарными средствами художественной выразительности – эпитетами, сравнениями, синонимами, антонимами); развитие умения рассказывать, точно и последовательно передавать содержание художественных произведений; формирование грамматически правильной речи; дальнейшее совершенствование звуковой культуры.

      Все это дает возможность ребенку сознательно относиться к своей речи. Он выбирает более подходящее слово, наиболее яркое, точное для выражения своей мысли.

      К 6-7 годам дети, как правило, успешно овладевают грамматическим строем языка. Но тем не менее ошибки еще встречаются: они неправильно употребляют имена существительные множественного числа в родительном падеже: окнов вместо окон, яблоков вместо яблок, дверьев вместо дверей. Некоторые дети неверно употребляют падежные окончания: у маме, у папе, в лесе, вместо у мамы, у папы, в лесу.

    Ребенку старшего дошкольного возраста следует давать задания на самостоятельное составление предложений из нескольких слов, при этом особое внимание надо обращать на правильное согласование им слов в роде, числе, падеже, на правильное употребление предлогов.

     Речь ребенка зависит от речи окружающих его взрослых. Если родители неверно ставят ударение в словах, изменяют по падежам несклоняемые существительные и т.д., то нет ничего удивительного в том, что ребенок допускает эти ошибки в своей речи.

    Расширение словарного запаса происходит при непосредственном восприятии окружающей действительности. Общение со взрослыми обогащает его, доставляет ему много радости.

   Выявляя состояние речи у ребенка шестого-седьмого года жизни, можно проверить:

  • Насколько полно и точно он дает описание предметов, умеет ли по характерным признакам определить его, подобрать близкие по значению слова. Умеет ли ребенок пользоваться голосовым аппаратом (повышать и понижать силу голоса), ускорять и замедлять скорость своей речи в зависимости от содержания высказывания.
  • Умеет ли внятно и четко отвечать на вопросы взрослых, какими ответами чаще всего пользуется: краткими или развернутыми.
  • Может ли по картинке самостоятельно придумать начало и конец рассказа; самостоятельно составить рассказ, сказку, достаточно ли ясно, последовательно передает их содержание.
  • Какие допускает грамматические ошибки в речи – правильно ли согласовывает существительные с другими частями речи (в роде, числе, падеже), правильно ли употребляет предлоги, верно ли ставит ударение в словах.
Категория: Жмарёва Наталья Евгеньевна - логопед | Добавил: detsad72 (07.04.2019)
Просмотров: 799 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar