Воскресенье, 05.05.2024, 10:14
Приветствую Вас, Гость
 
Главная » Статьи » Жмарёва Наталья Евгеньевна - логопед

"Развитие речи ребенка на пятом году жизни"

  На пятом году жизни речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче. Свои ответы он уже строит из 2-3 и более фраз, все чаще его речь включает сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Увеличение активного словаря (к пяти годам он достигает 3000 слов) дает возможность ребенку точнее излагать свои мысли, свободно общаться как со взрослыми, так и с детьми.

   Если 2-х, 3-х-летний малыш, не зная, как назвать тот или иной предмет, его характерный признак, иногда прибегает к жестам: «Вот такой» (разводит руками), имея в виду слона, то 4-х -5-ти-летний ребенок уже стремится найти подходящее слово, создает свои слова. К.И.Чуковский в книге «От двух до пяти» приводит такие примеры словотворчества детей: огонята (маленький огонь), всехний (всеобщий), сердитки (морщинки), обувало, тормозило, ползук (червяк), мазелин (вазелин), цепля (петля), гульвар (бульвар), мелкоскоп (микроскоп), кластырь (пластырь) и др. Слова действительно забавны, но закреплять их в речи ребенка не стоит. Надо поправить, дать точные названия понятиям.

    У пятилетних детей очень велико тяготение к рифме. Они создают собственные стихи. Подбирают слова, лишенные порой всякого смысла. Но само это занятие далеко не бессмысленное: оно способствует развитию речевого слуха, формирует умение подбирать слова, близкие по звучанию. На пятом году жизни большинство детей овладевают четким и чистым произношением шипящих звуков [ш], [ж], [щ], [ч], многие начинают верно произносить звуки [р], [рь], [л], но еще не всегда умеют верно употреблять их во всех словах. В этом возрасте они смешивают шипящие звуки со свистящими, звуки [р], [рь] – со звуками [л], [ль] (звук имеется, но не всегда верно употребляется). Так, например, ребенок правильно произнесет звук [р] в слове сарай и в то же время этот же звук в слове крыша может произнести как [л]: клыша.

    Овладение новыми звуками, однако, не обходится без трудностей. Так, четко произнося шипящие и сонорные звуки [р], [рь], [л] в слогах и часто правильно употребляя их во вновь усвоенных словах, ребенок иногда продолжает произносить их по-старому в словах, давно знакомых. Эти ошибки нельзя оставлять без внимания, надо добиться, чтобы новый звук удавался повсеместно.

     У некоторых детей овладение новыми звуками вызывает чрезмерную увлеченность ими. Малыши начинают употреблять их даже в тех словах, в которых их вовсе нет. Если, скажем, раньше ребенок не выговаривал [ш] и [ж], заменяя их на [с] и [з], то теперь он начинает их произносить, даже когда не надо: шумка (сумка), жамок (замок), жвездочка (звездочка) и др.

      В этом возрасте надо продолжать знакомство ребенка с новыми словами, приучать его точно называть качество предметов, определять, из чего они сделаны, находить в предметах сходство и различие, знать такие временные понятия, как утро, день, вечер, ночь, вчера, сегодня, завтра; пространственные отношения: справа – слева, впереди – сзади, наверху – внизу.

   Указывая на размеры предметов, дети в основном пользуются словами большой, маленький, и редко высокий, низкий, длинный, короткий. Надо приучать ребенка наиболее точно выражать свои мысли: дом высокий – низкий, лента широкая – узкая, карандаш длинный – короткий. Учите пользоваться прилагательными в сравнительной степени (какая линейка шире, какая – уже, какое дерево выше, какое – ниже, какая книга толще, какая – тоньше).

    Указывая на величину, цвет, форму, другие качества и признаки предметов, дети иногда допускают ошибки в согласовании слов, в падежных окончаниях существительных, в окончаниях глаголов, прилагательных. Необходимо обратить внимание на грамматическую правильность речи ребенка. Проверьте, как малыш связывает слова между собой.

    Несклоняемые существительные, например, кино, метро, эскимо и др., как правило, склоняются ребенком. Обязательно исправляйте ошибки, иначе они закрепятся в речи и избавиться от них в дальнейшем будет трудно.

   Формирование и развитие связной речи происходит прежде всего в процессе повседневного общения со взрослыми. В этом возрасте ребенок обычно задает взрослым много вопросов, его интересует буквально все. Познавая окружающий мир, ребенок живо им интересуется. Надо в доступной форме объяснить то, что интересует ребенка. Ребенок дошкольного возраста черпает свои знания, усваивает новые слова только благодаря общению со взрослыми.

    Активизируют речь ребенка и вопросы, которые задают детям взрослые. Ответы должны быть не только правильными и точными, но и по возможности полными.

     Развитие разговорной речи является важным этапом в формировании у ребенка связной речи. В этом возрасте малыш очень любит рассказывать о чем-то, делиться своими наблюдениями, впечатлениями, сочинять. Как бы ни были заняты взрослые, надо поддержать речевую активность ребенка, уметь выслушать его.

     Если ребенок неразговорчив, то сами вызывайте его на разговор.

       В этом возрасте дети очень любят, когда взрослые читают им, причем то, что им понравилось, готовы слушать и в пятый, и в десятый раз. Не стоит раздражаться, досадовать на просьбу детей еще раз почитать полюбившуюся сказку. Но надо стремиться к тому, чтобы ребенок не оставался только слушателем. После чтения непременно проверьте, все ли он понял, спросите, что ему понравилось, как он оценивает поступки героев. Такие беседы помогут ребенку глубже усвоить произведение и лучше его запомнить.

Категория: Жмарёва Наталья Евгеньевна - логопед | Добавил: detsad72 (27.03.2019)
Просмотров: 590 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar